Тематическое направление «Биосфера»
Чистая вода и санитария
Недорогостоящая и чистая энергия
Устойчивые города и населенные пункты
Борьба с изменением климата
- Определение качества воды с помощью тест-полосок
- Участники проводят экспресс-анализ проб воды, используя специальные тест-полоски. С их помощью можно определить уровень pH, содержание нитратов, жёсткость воды и другие показатели. Этот простой, но научно обоснованный метод позволяет контролировать качество воды даже в бытовых условиях.
- Аквариум с «электрическими» рыбками и водорослями
- Инсталляция с движущимися под действием тока элементами. Демонстрирует, как живая вода может быть источником жизни и энергии.
- Опыт «Электричество из картошки»
- Участники узнают, как с помощью обычных овощей можно вырабатывать ток. Весёлый и наглядный способ объяснить основы электричества.
- Климатическая битва мемов
- Участники создают экологические мемы (на тему глобального потепления, бездействия, углеродного следа). Лучшие распечатываются и формируют «Стену мемов».
Сохранение морских экосистем
- Пищевая цепь океана и микропластик
- Интерактивная зона, где участники узнают, как пластиковый мусор разрушает экосистему морей..
- Пластиковый монстр
- Инсталляция в виде морского существа, куда можно добавлять пластиковый мусор — визуализирует, как загрязнение влияет на океан.
- Акустика океана
- Участникам предлагается надеть наушники и послушать реальные звуки морских млекопитающих, а затем — шум от судов. Контраст вызывает сильный эмоциональный отклик.
- Интерактив «Мусорное пятно»
- Очистим импровизированный океан вместе с участниками фестиваля.
- Научно-популярная лекция «Мировой океан: экологический кризис и пути решения»
- Знакомимся с проблемой загрязнения мирового океана микропластиком, нефтепродуктами и другими загрязняющими веществами. Как складывается ситуация в настоящее время, какие есть проблемы и как их решают в мире, что предлагает современная наука
- «Мусорный квест»
- Собираем как можно больше «мусора» за определенное время и сортируем его. Дети становятся «спасателями моря». На столе раскладывают карточки с изображением «мусора» и «не мусора». За 3 минуты нужно собрать и рассортировать «мусор». Карточки с «не мусором» нужно оставить на столе. После истечения времени подводим итоги. Все ли «мусорные» карточки собраны, в каких корзинах оказались карточки, почему? Обсуждаем с детьми, как мусор попадает в океан, какой вред он наносит морской экосистеме и ее обитателям, как предотвратить загрязнение океана и что делать с мусором.
- «Чистый океан»
- 1. Берем чистую воду в стакане и капаем в нее несколько капель нефти. Обсуждаем, что произошло, как ведет себя нефть в воде, какую угрозу она представляет морским экосистемам.
- 2. Предлагаем участникам очистить воду разными способами: собрать нефть ложкой, профильтровать через сито, марлю, песок и фильтр для воды.
- 3. Обсудим результаты и расскажем, как очищают воду и пляжи от нефти.
Сохранение экосистем суши
- Мини-сад в бутылке (флорариум)
- Участники создают маленькую экосистему в закрытом сосуде, узнают о круговороте веществ и роли растений.
- Зона «След зверя» (флорариум)
- Угадай животное по отпечаткам лап, узнай, где оно обитает и какие угрозы его окружают.
- Лесной аромат (флорариум)
- Угадай растение по запаху: участники пробуют флаконы с ароматами хвои, мха, мяты и других природных объектов.
- Дерево «обещаний»
- Макет дерева, на котором участники оставляют «листья» с обещаниями: сортировать мусор, посадить дерево, отказаться от пластика и многое другое.
- Красная книга и география
- Участники соотносят животных из Красной книги с регионами России, где они находятся под угрозой исчезновения. Позволяет задуматься о сохранении биоразнообразия.
- Научно-популярная лекция для широкой аудитории «От Арктики до тропиков: как устроены экосистемы Земли»
- Знакомимся с разнообразием экосистем суши от Арктики и Антарктики до тропиков, узнаем о проблемах сохранения окружающей среды в современном мире. Говорим о глобальных экологических проблемах: загрязнение воздуха, воды и почвы, потеря биоразнообразия, деградация почв и сокращение лесного покрова Земли, накопление отходов.
- Игра «Живая цепь питания»
- Покажем важность сохранения биоразнообразия, и необходимость всех видов животных: если «исчезает» одно звено — вся пищевая цепь рушится.
- Игра «Зоологический крокодил»
- Первый раунд: участники по очереди вытягивают карточки с животными (панда, хамелеон, осьминог и др.), показывают его без слов, а остальные угадывают. Второй раунд: животных на карточках нужно соотнести со средой их обитания. После игры обсудим, как разные животные приспосабливаются к среде обитания.
- Мастер-класс «Вырастим растение в космосе»
- Рассмотрим введение в космическую биотехнологию, продемонстрируем научное оборудование, соберем собственную мини-экосистему.